История создания картины
В 1915 году К. С. Малевич создал свою "супрематическую систему", в которой картина "Чёрный квадрат" занимает центральное место. Новое направление в искусстве открытое Малевичем в 1915 г. названо им "супрематизм", или "новый живописный реализм". Суть и смысл "Чёрного квадрата" - смысл беспредметности, ставшей для для художника была закономерным выводом из предметного мира, новым аспектом, открывшим художнику природу, пространство, Вселенную. "Супрематические формы" Малевича, логически начинающиеся с "Чёрного квадрата" на его картинах словно парят в "живописном космосе", в космическом безвесии.
Слово "супрематизм" впервые появилось на обложке брошюры К. Малевича «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» 1915 г.; оно было выбрано художником для обозначения для новой пластической системы в живописи, потому, что означало « господство». Первоначальным вариантом названия было слово "супранатурализм", возникшее, вероятно, по аналогии с "супраморализмом" философа Н. Ф. Фёдорова, высоко ценимого К. Малевичем.
В системе супрематизма Малевичем был также реализован "алогизм" или "заумный реализм". Алогизм не отрицал логику, но означал, что работы основаны на логике высшего порядка. У алогизма «..тоже есть закон, и конструкция, и смысл, и .. познав его, у нас будут работы основаны на законе истинно новом, заумном». - писал К. С. Малевич.
Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года специально для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Супрематические работы занимали отдельный зал выставки. Среди тридцати девяти супрематических картин, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы, стилеобразующий потенциал супрематизма.
Три основные супрематические формы — квадрат, круг и крест, были эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы, рождая новые супрематические формы. «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом», экспонировались на той же выставке «0.10» и составляли вместе с квадратом основной блок супрематической системы."
"Чёрный квадрат" стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века. Один из учеников Малевича, В. В. Стерлигов, в 1970 е гг. написал: «В этой форме бытия, квадрате, живут и сейчас… Как бы не относились к квадрату люди, положительно или отрицательно, варя в нём картошку или кашу, ненавидя его и друг друга, в искусстве и сейчас ещё живёт эта форма бытия»