«Мария Целеста»Мария Целеста, или Мария Селеста (Mary Celeste, «Мария Небесная», «Девственница Мария», «Дева Мария») — самый известный из всех когда-либо реально существовавших кораблей- призраков.
Парусник был найден целым и невредимым, но без единого члена экипажа 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане между Азорскими островами и Португалией в 400 милях от пролива Гибралтар.
Вокруг этого корабля плотным клубком переплелись множество легенд и тайн. До сих пор неизвестно, по какой именно причине команда в полном составе покинула исправный парусник. Вот уже более ста лет на этот счет выдвигаются все новые версии и предположения. А ответа на этот вопрос по-прежнему нет.
«Мария Селеста» это двухмачтовая бригантина, которая была построена на канадской верфи в Новой Шотландии в1862 году. При крещении ей дали имя «Амазонка». Корабль имел следующие характеристики: в длину 30 метров, в ширину семь с половиной метров, осадка корабля составила 3,5 метра. Сразу после спуска на воду всем стало понятно, что флот её Величества пополнился ещё одним прекрасным кораблём. Владелец судна не мог не нарадоваться своим приобретением в виду его мореходных качеств и прекрасного вида. Однако с самых первых дней корабль преследовали всяческие неудачи. В первом же плавании капитан судна погиб, затем на протяжении нескольких лет парусник постоянно переходил из рук в руки.
На протяжении нескольких лет бригантина «Амазонка» ходила в море под флагом Британской торговой компании. Бригантина не раз прославилась благодаря своему быстрому ходу, но в один прекрасный день именно из-за этого и из-за алчности капитана она наскочила на всём ходу на мель и очень сильно повредила днище. После капитального ремонта «несчастливое» судно было продано американцам. По всей видимости, новому владельцу бригантины пришлось не по вкусу фривольное название корабля «Амазонка» и он переименовал её в «Мария Селеста» в дословном переводе на русский «Девственница Мария». И уже под этим новым именем судно на веки вошло в историю.
«Мария Селеста» была прекрасным судном и даже после десяти лет использования. Её судоходные качества были практически в том же состоянии, что и после первого спуска на воду. Об этом свидетельствуют факты, найденные в архивных документах Бюро судоходства. За несколько дней до своего последнего рейса «Мария Селеста» получила нового капитана. Им стал бывалый моряк, американец по имени Бенджамин Бриггс. Его двадцатилетний стаж работы на парусных судах воистину внушал доверие. У Бенджамина Бриггса был внушительный послужной список и его репутация не вызывала ни у кого никакого сомнения.
Капитан «Марии Целесты» Бенджамин Бриггс
Последний рейс бригантины "Мария Селеста"В последний свой рейс бригантина «Мария Селеста» вышла 10 ноября 1872 года. На её борту находились восемь членов экипажа и два пассажира (жена капитана и его маленькая дочь Софи). Согласно судовому журналу на борту в этом злополучном рейсе находились:
Капитан – Бенджамин Бриггс США 37 лет
Помощник капитана, штурман – Альберт Ричардсон США 28 лет
Второй помощник капитана – Эндрю Джиллинг Дания 25 лет
Стюард и кок – Эдвард Хэд США 23 года
Матрос – Волкерт Лоренсе Германия 29 лет
Матрос – Ариан Мартенс Германия 35 лет
Матрос – Бой Лоренсон Германия 23 года
Матрос – Готтлиб Гондешаль Германия 23 лет
Пассажиры
Жена капитана – Сара Элизабет Бриггс 31 год
Дочь капитана – София Матильда Бриггс 2 года
Жена и дочь Б.БриггсаНа борту судна был груз 1701 баррель коньячного спирта-ректификата компании «Meissner Ackermann & Coin». После выхода из порта Нью-Йорка корабль должен был доставить груз в Геную. И капитан Бриггс и вся его команда были полны уверенности в том, что всё так и произойдёт. Однако, груз всё же попал в Геную, а вот капитану и всем его попутчикам этого сделать не удалось.
Почти одновременно из того же порта с курсом на Гибралтар вышел бриг «Деи Грация» (Dei Gratia) под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, который был дружен с капитаном «Марии Целесты» Бриггсом. Перед отплытием из Нью-Йорка семьи Бриггсов и Морхаузов устроили совместный ужин, еще не подозревая, что это будет их последняя встреча.
Дэвид Рид Морхауз[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Именно корабль «Деи Грация» и обнаружил 4 (5) декабря 1872 года опустевшую «Марию Целесту». На «Деи Грации» заметили, что судно движется какими-то странными зигзагами, попытки выйти на связь с «Марией Целестой» успеха ни принесли. Людей на палубе видно не было, и капитан «Деи Грации» принял решение подняться на борт «Марии Целесты». Члены экипажа «Деи Грации» стали единственными свидетелями по делу о таинственном паруснике.
Из хронологии событийУтром 13 декабря 1872 года в кабинет командира порта Гибралтар вошли два офицера торгового флота. Одним из них был капитан судна «Деи Грация» Морхаус, а вторым его помощник Оливер Дево. Они доложили начальнику порта о том, при каких обстоятельствах им довелось встретиться с пропавшей бригантиной «Мария Селеста».
Со слов капитана Морхауса:
Судно «Деи Грация» также совершало рейс по маршруту «Марии Селесты» из Нью-Йорка в Геную. Ближе к полдню, капитан, как и всегда, занимался своим привычным делом, определяя координаты судна по солнцу. Судно в этот момент находилось на 38º20´ с.ш. и 13º37´ з.д., на расстоянии 400 миль от Гибралтара. И капитан уже было начал спускаться с полуюта на бак, как вдруг услышал от вперёдсмотрящего, что по левому борту виднеется парус. А спустя ещё некоторое время уже отчётливо видны были силуэты не очень большого корабля. По всему было видно, что это была двухмачтовая бригантина. Судно шло на одном кормовом фоке и клевере, все остальные паруса были спущены. На её мачте развевался американский флаг.
Капитан Морхаус сразу для себя отметил, что судно как-то необычно перемещается по морской глади. И когда два корабля сблизились, капитан велел поднять сигнал со специальным международным кодом, давая понять название своего корабля, порт его отправления и порт прибытия. Однако в ответ не последовало никаких обратных действий. И тогда Морхаус приказал дать сигнал «Нуждаетесь ли вы в помощи», на что тоже не получил никакого ответа. После этого капитаном было принято решение подойти поближе к бригантине и рассмотреть вблизи, что это за судно и что на нём происходит.
При близком визуальном осмотре было установлено, что это была «Мария Селеста» и на её борту никого не было видно. Капитан Морхаус давно был знаком с капитаном Бриггсом, он можно сказать был другом его детства. Да и капитанами они стали почти в одни день. И ещё и в один год женились и по какому-то злому року судьбы вышли в плавание почти одновременно, да и ещё и в одном и том же направлении и из одного и того же порта.
Для капитана Морхауса было непонятным, почему его друг не подаёт никаких откликов. Он был очень удивлён и обеспокоен данным фактом и приказал своей команде лечь на обратный курс и догнать бригантину капитана Бриггса. Сравнявшись с «Марией Селестой» капитан Морхаус отправил на её борт своего помощника и ещё двух матросов, дабы они разведали и прояснили обстановку на самостоятельно дрейфующем корабле.
Шлюпка с матросами и помощником капитана Оливером Дево подошла вплотную к бригантине и они во весь голос стали кричать, но на их голоса с судна никто так и не откликнулся. И тогда им не оставалось ничего делать, как взобраться на борт судна без приглашения по свисавшим через борт тросам.
Первое, что их поразило, это была жуткая тишина. Бригантина была быстроходной и даже без наличия экипажа очень резво двигалась вперёд. За штурвалом никого не было и он крутился сам по себе из стороны в сторону. Рангоут и мачты были в полном порядке. Верхний формарсель и фок отсутствовали, вероятнее всего они были сорваны ветром. Из парусов были натянуты только фокстаксель и кливер, а остальные паруса либо были убраны, либо были разорваны в клочья, а оставшиеся из парусов были перенаправлены в другие галсы. И ещё на крыше носовой рубки лежал спущенный грот-стаксель. «Селеста» двигалась вперёд рывками, перекачиваясь с одного борта на другой.
А сейчас мы вам приведём полный перечень всего того, что увидели и записали матросы «Деи Грации» на найденной бригантине:
1. Все трюмы на бригантине «Мария Селеста» были открыты, на корме крышки люков лежали в правильном положении, а остальные были в перевёрнутом виде.
2. В трюмах судна находился груз с 1700 бочками чистейшего коньячного спирта, и одна из находившихся там бочек была насухо пуста.
3. На дне трюма плескалась вода на уровне одного метра, которая, по всей видимости, поступила вовнутрь через швы днища, но это было вполне допустимо, если и учесть то, что никто не знал, сколько провёл корабль времени в открытом море без команды.
4. Судовой компас был разбит и валялся возле штурвала. А нактоуз был сдвинут с места, по всей видимости, при помощи лома.
5. На поручнях с правого борта были сделаны зарубки топором.
6 . На бригантине отсутствовали спасательные шлюпки. И если одна из них была сдана в ремонт ещё перед отправлением в плавание, то вторая была спущена на воду с борта, который при направлении корабля в Геную был наветренным.
7. На кормовой надстройке все окна были затянуты брезентом и забиты деревянными досками.
8. Во всех каютах был полный порядок, все вещи лежали на своих местах. Даже курительные трубки матросов были на своих местах. Деньги и драгоценности тоже оказались нетронуты.
9. В каюте первого помощника капитана не было найдено никаких навигационных книг, кроме судового журнала, записи в котором обрывались на дате 24 ноября 1872 года. Кроме книг в каюте не было обнаружено хронометра и секстана.
10. В кают-компании была найдена лежащей на столе грифельная доска штурмана, на которой была указаны замеры местоположения «Марии Селесты» на утро 24 ноября. Запись же датировалась 25 ноября. И относительно её можно было сделать вывод, что в последний день своего плавания с экипажем судно находилось на расстоянии шести миль от одного из Азорских островов. На момент же его обнаружения судно находилось в 500 милях к востоку от Азорских островов.
11. В кают-компании всё было расставлено так, как будто экипаж собирался начинать трапезу.
12. В той же кают-компании была обнаружена в тумбочке стола шкатулка, принадлежащая жене капитана, полная драгоценных побрякушек.
13. В трюме был найден нетронутым полугодовой запас пищи.
14. Однако самого главного на борту бригантины так и не было обнаружено. Все члены экипажа и её пассажиры просто-напросто исчезли, не оставив при этом никаких свидетельств того, что могло бы открыть завесу тайны над тем, что могло с ними произойти.
Все это говорило о том, что команда покидала корабль в спешке, но вряд ли предполагала оставлять его на длительное время.
Версия, что судно попало в шторм, была сразу исключена, во-первых, по той причине, что все вещи на паруснике лежали на своих местах, даже масленка на швейной машинке жены капитана не упала при качке, а во-вторых, другие суда, бывшие в это же время в районе катастрофы, о шторме не сообщали.
Капитан «Деи Грации» оставил на «Марии Целесте» нескольких членов своего экипажа, которые и привели парусник в Гибралтар. Британским Адмиралтейством был сделан тщательный осмотр судна и проведено следствие. В состав комиссии были включены очень компетентные люди и приглашены два сыщика из Скотланд-Ярда. Комиссия обследовала всю бригантину вдоль и поперёк, в результате чего установила ещё одну немаловажную деталь. Было установлено, что на корабле не было никаких внутренних и внешних повреждений, то есть бригантина не подвергалась нападению и не попадала в шторм. Но точных причин исчезновения экипажа установить так и не удалось.
Дэвид Морхауз, капитан «Деи Грации», получил вознаграждение за спасение судна и доставку груза.
Версии событий на судне "Мария Селеста"За почти 150 лет с момента трагедии появилось великое множество версий, касаемых тайны «Марии Целесты» от более или менее правдоподобных до сущего вымысла. Как только не пытались объяснить то, что случилось со знаменитым парусником! Сюда приплетали тайны Бермудского Треугольника, пиратов, фантастических чудовищ и даже пришельцев из космоса.
Одна из наиболее распространенных версий была о том, что на корабле случился мятеж, в результате которого была убита жена капитана и сам капитан, а команда в страхе сбежала. Дело всё в том, что при тщательном осмотре судна в каюте капитана под его кроватью была обнаружена сабля с остатками на ней частиц в виде крови. И сперва все подумали, что это была кровь, но после специально проведённой экспертизы выяснилось, что это вовсе не кровь, а какое-то техническое вещество, попавшее на саблю ещё более века назад. Кроме этого, многие из тех, кто знал капитана Бриггса, утверждали, что он был коллекционером старинного оружия и вёз эту саблю в Италию для установления её происхождения. Но прокурор, который вёл данное дело об исчезновении людей, настаивал на своём и говорил, что матросы перепились (была найдена пустая бочка из под коньячного спирта), после чего устроили на корабле бунт. Пьяные матросы убили капитана его помощников и жену, выбросили их за борт, а когда протрезвели, поняли, что им не миновать за своё деяние расплаты и спустив шлюпку с борта отправились на ней на близ лежащие острова или были подобраны проходящим мимо кораблём. И эта гипотеза вполне имела право на жизнь, за исключением одного «но». Ведь после исчезновения людей с борта «Марии Селесты» их увы так никто и никогда больше не видел. Хотя во все порты и страны были направлены депеши с просьбой нахождения данных лиц и взятия их под стражу вплоть до выяснения всех обстоятельств этого запутанного дела. Однако эта версия тоже не была подтверждена следствием, явных признаков того, что всё именно так и произошло, на судне установлено не было.
Нападение пиратов также было исключено, потому как на корабле в нетронутыми были обнаружены все ценные вещи и весь груз спирта, который был бы весьма привлекательной добычей для пиратов.
Расследование дела после этого было закрыто, а бригантина «Мария Селеста» отправилась в свой новый путь с новым экипажем. Однако судьба пропавших членов экипажа и пассажиров бригантины продолжала волновать общественность. Ведь по своей сути, так и не был дан ответ на вопрос - что же всё-таки произошло с кораблём и в большей степени с людьми.
Ещё по одной версии было предположение, что капитан «Деи Грации» вступив в сговор с матросами «Марии Селесты» и ещё в порту Нью-Йорка договорился с ними о том, что они поднимут пьяный бунт на корабле, а он их затем подберёт в море и высадит на островах. Но только в этой версии не было никакого смысла, собственно говоря, как и в первой версии - груз и все драгоценности, имевшиеся на корабле, после ухода команды остались нетронутыми.
Согласно ещё одной версии, роль главного злодея была привязана к владельцу судна Джеймсу Уинчестеру. Перед отправкой корабля, он якобы подговорил команду к бунту, дабы они убили капитана Бриггса и затем затопили корабль и он бы в таком случае получил за него страховку. Однако, что-то во время запланированной операции пошло не так и бригантину не удалось затопить. Однако у данной версии тоже не было прямых доказательств, да и если бы было всё именно так, то хоть кому-нибудь бы удалось выжить.
Но на то время тема о спланированном на судне мятеже так понравилась публике, что практически все мировые газеты на перебой выдавали сюжеты того, что могло произойти на «Марии Селесте». При этом авторы всё новых и новых сюжетов забирались в такие дебри, что порой казалось, что они сами присутствовали на корабле во время всех этих событий. В этих повествованиях говорилось о том, что экипаж наевшись каких-то продуктов, сошёл с ума, вернее пища вызвала у всех галлюцинации, которые и привели к столь нежелательным последствиям. Люди сами по себе повыкидывались в море не отдавая отчёт своим действиям.
Другие утверждали, что на «Марию Селесту» напали мавританские пираты и убили всех находившихся на борту людей, а ничего забрать с корабля у них не получилось из-за приближения к нему судна «Деи Грации». Третьи утверждали, что и вовсе бригантина подверглась нападению гигантского осьминога. Но если бы это было так, то тогда вся посуда стоявшая на столу в кают-компании валялась бы на полу и на борту остались бы хоть какие-то отметины. Но этого ничего не было.
Ещё по одной версии происшедшего, на корабле внезапно вспыхнула какая-то эпидемия болезни и капитану с женой и помощниками пришлось быстро с него ретироваться, спустив на воду шлюпку. Но до берега они таки не добрались. А матросы, обнаружившие пропажу старших членов экипажа, залезли в трюм, перепились и попадали все пьяные за борт. А ещё одни утверждали, что в те дни в том районе, где проходила «Мария Селеста» был смерч и команде вместе с пассажирами, пришлось с неё ретироваться. По ещё одной версии в том районе, где проплывала бригантина, прошло сильное подводное землетрясение, ставшее причиной для паники на корабле и команде пришлось его покинуть. Ещё по одной очень интересной версии судно село на плавающую мель и экипаж покинул его на шлюпке, но по какой-то причине им не удалось добраться до берега и они все утонули, а корабль после подвижки острова соскочил с мели и его нашли, там где нашли.
Одна из наиболее правдоподобных гипотез — гипотеза Кобба, родственника Бриггса, который тщательно изучил все материалы, относящиеся к делу «Марии Целесты». Все свои доводы он опубликовал в 1940 году в книге «Розовый коттедж». Как считал Кобб, экипаж «Марии Целесты» спешно покинул судно из-за воспламеняющихся паров газа, которые образовывались в трюмах, где хранились бочки со спиртом, вероятно, негерметично закрытые. Видимо, 24 ноября 1872 года произошло несколько небольших взрывов газа, которые не принесли особых разрушений кораблю, но изрядно напугали команду. Некоторые из этих взрывов, скорее всего, вынесли крышки люков. Но возможно, что люки были открыты членами экипажа, чтобы проветрить трюм. Капитан «Марии Целесты», боясь, что взрывы могут повториться и привести к более плачевным событиям, решил покинуть судно. То, что почти все вещи были оставлены на судне, объясняется тем, что капитан не собирался покидать корабль на длительное время (были оставлены все вещи и деньги и драгоценности и даже курительные трубки моряков). Он только хотел удалиться от него на несколько сот метров. Шлюпка, в которой находились люди, была привязана к кораблю с помощью деррик-фала. По версии Кобба, при сильном порыве ветра бригантина неожиданно набрала ход, и деррик-фал, не выдержав натяжения, оборвался. Перегруженная людьми шлюпка не смогла догнать быстро уходящий парусник и, по всей видимости, затонула.
Еще одна гипотеза гласит о том, что «Мария Целеста» могла столкнуться с плавающим песчаным островом. Автором этой гипотезы является Дод Орсборн. Но опровержением этой гипотезы стало то, что на паруснике отсутствуют какие-либо повреждения, и что плавающие острова, образующиеся из наносных песков Сахары у берегов Мавритании, не достигают тех широт, где предполагаемо был корабль в момент исчезновения экипажа.
Лоуренс Киттинг, писатель, выдвинул свое предположение о произошедшем. По мнению Киттинга, на корабле произошел мятеж, в результате которого погибли капитан и его жена, а часть команды испугавшись суда уплыла на шлюпке к Азорским островам. Оставшиеся же члены экипажа, кок и три матроса, были найдены вместе с судном капитаном «Деи Грации», который уговорил их скрыть все произошедшее, пообещав часть вознаграждения за спасение судна, и выдал их за членов своей команды. Эта гипотеза основана на показаниях якобы одного из спасшихся членов экипажа «Марии Целесты» Джона Пэмбертона, кока. Но информация о том, что этот человек, действительно был коком на таинственном паруснике, никем так и не была подтверждена.
Люди, называвшие себя спасшимися с «Марии Целесты» матросами, появлялись еще на протяжении пятидесяти лет и высказывали все новые варианты произошедшего. Но самозванцам не были известны все детали данного дела и вскоре становилось понятным, что их истории не более чем выдумки.
Конечно, напрашивалась сама собой единственно правильная версия о том, что все люди, находившиеся на борту, по какой-то причине в спешке покинули корабль, погрузившись в единственную шлюпку. При этом они захватили с собой практически все корабельные документы (правда, почему-то при этом, оставив судовой журнал, можно сказать главную книгу на корабле), все приборы по навигации, кроме разбитого компаса (возможно по случайности). И при этой спешке они не захватили с собой ни одного бочонка с водой, а также продуктов (найденного запаса на корабле хватило бы на пол года). Не взяли драгоценности и деньги, а также капитан-коллекционер не захватил свою саблю и напоследок, матросы не взяли свои курительные трубки (на то время матрос и курительная трубка были одним целым).
И тогда и сейчас существует множество вопросов, на которые, как ни тогда, так и не сегодня не возможно найти ответа. Итак:
- Почему и кем были изрублены топором поручни с правого борта? Ведь на всём корабле так и не было найдено никаких следов насилия.
- Почему были порваны паруса, ведь было с точностью установлено, что «Мария Селеста» в шторм не попадала?
- Почему на грот-мачте были спущены паруса?
- Почему одна бочка из под спирта оказалась пустой?
- Почему и зачем в каюте штурмана находился ящик с инструментами?
- Почему шлюпка, которая находилась на бригантине, была спущена с левого борта? Тогда как в условиях нахождения корабля целесообразней её было спускать с правого?
- И на конец, почему капитан Морхаус повстречал бригантину шедшую на запад, а не на восток, так как ей было бы положено следовать?
После всех этих вопросов совершенно неясно, почему адмиралтейская комиссия закрыла дело в виду не возможности найти в нём истину? Дело было закрыто с формулировкой: «До появления новых фактов проливающих свет на обстоятельства исчезновения людей с борта «Марии Селесты».
Последние дни корабля "Мария Селеста"Корабль после завершения судебного дела был возвращён владельцу и уже вскоре с новым экипажем отправился в порт Генуи. А все драгоценности и деньги капитана Бриггса были переданы в американское консульство.
После этого злополучного случая за кораблём «Мария Селеста» закрепилась дурная слава. Судно меняло хозяев, принося каждому из них только одни убытки. В итоге «Мария Селеста» попала в руки настоящих аферистов, которые хотели её затопить и получить за неё страховку, но их операция не увенчалась успехом и последний капитан бригантины, не дожидаясь судебного разбирательства в данном вопросе, пустил себе пулю в лоб. А сама бригантина была доставлена в близлежащую гавань и была распилена на дрова. Вот так и закончилась большая история маленького корабля.
С того времени прошло уже много лет и сейчас человека занимают все новые и новые загадки, но тайна «Марии Селесты» и сегодня продолжает будоражить людские умы, которые строят все новые гипотезы произошедшего события.